+7 (495) 568-10-73
info@irusist.ru
Библиотека
«Лингвокогнитивистика»
Открытая научная база когнитивных исследований в области лингвистики и методики преподавания иностранных языков.
Библиотека
«Лингвокогнитивистика»
Открытая научная база когнитивных исследований в области лингвистики и методики преподавания иностранных языков.
2023
Молчание в русском языковом сознании.
Статья
Русский язык за рубежом.
2023. № 2 (297). С. 81-85.

Шляхов В.И., Агафонова К.Е.

https://elibrary.ru/item.asp?id=53327533
В статье рассматривается роль молчания в русском языковом мышлении. Авторы для раскрытия глубинных смыслов в понятии «молчание» применяли исследовательские практики когнитивно-коммуникативного направлении в лингвистике. Метасмысл - это то, что подразумевается в устных и письменных текстах. Молчание, сложный лингвокультурный феномен, обнаруживается в произведениях классической русской литературы, в пословицах русского народа и т. п.
Лингвокогнитивистика: изучение глубинных структур текстов на занятиях по РКИ. Практический аспект.
Статья
Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты. Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Хамраевой.
Москва, 2023. С. 8-12.

Агафонова К.Е.

https://elibrary.ru/item.asp?id=54147144
В статье рассматриваются достижения лингвокогнитивистики, переложенные на язык методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ) на примере метафор, которые представляют серьезную трудность для иностранных учащихся. Современная когнитивная лингвистика, изучающая метасмысл, все то, что не высказывается прямо, а подразумевается, дает ответ на вопрос, как происходит понимание метафор в речевом взаимодействии. В статье представлены учебные материалы, предназначенные для иностранных студентов, изучающих русский язык и достигших уровня А2.
От метафоры до фейков.
Словесное воздействие на эмоции, знания и поведение людей.
Книга
Москва, 2023 г. – 161 с.

Шляхов В.И., Агафонова К.Е.

https://irusist.ru/1book
В книге анализируются политические приемы словесного воздействия, а также метасмысл,
то есть всё то, что не сказано прямо,
а подразумевается в словах.

Метасмысл содержится в метафорах, иронии, намеках, мемах, приемах постправды. Люди попадают под влияние красивых и тщательно выверенных слов, метасмысл преодолевает логические преграды и проникает в языковое подсознание человека.

Авторы на конкретных примерах показывают механизмы работы инструментов манипуляции массовым сознанием.
Эвфемизмы и дисфемизмы в русском языковом сознании.
Статья
Филологические науки. Научные доклады высшей школы.
2023. № 6. С. 14-18.

Агафонова К.Е.

https://elibrary.ru/item.asp?id=54904950
Современная когнитивно-коммуникативная лингвистика изучает, в частности, метасмысл - все то, что не высказывается прямо, а подразумевается в устных и письменных текстах. В круг интересов когнитивной лингвистики входит также проблема понимания и применения скрытых средств речевого воздействия на знания, поведение и чувства участников речевого взаимодействия. Для раскрытия метасмысла применяются исследовательские практики когнитивно-коммуникативного направления в лингвистике. В работе представлены примеры семантико-синонимичных рядов, созданные когнитивными претекстовыми программами (претекст-стимулами) эвфемизации/дисфемизации устной и письменной речи. В исследовании показано также, как процессы эвфемизации и дисфемизации могут влиять на целые тексты, придавая им отрицательную или положительную модальность.
Выявление и интерпретация эвфемизмов и дисфемизмов на занятиях по РКИ (на примере политического дискурса).
Статья
Филологические науки в МГИМО.
2023. Т. 9. № 2. С. 92-102.

Агафонова К.Е., Кротова Т.А.

https://elibrary.ru/item.asp?id=54072318
Данная статья посвящена вопросу необходимости включения в курс русского языка как иностранного (РКИ) работы по анализу русскоязычного политического дискурса, в частности, вопросам выявления и интерпретации эвфемизмов и дисфемизмов в политическом высказывании. Эвфемизмы и дисфемизмы широко используются в речи носителями русского языка в самых разных ситуациях общения и речевых жанрах, в том числе в политическом дискурсе, что делает актуальными исследования, посвящённые системному описанию их функционирования в современной русскоязычной коммуникации и их места в русской языковой картине мира. В работе рассматривается вопрос формирования у иностранных учащихся навыков и умений дискурсивного анализа русского текста, выявления и интерпретации речевых тактик и стратегий, в частности, стратегии доминирования и сопротивления, реализуемой в речи через использование эвфемизмов и дисфемизмов.
2022
Мемы на занятиях по РКИ: узнаём и понимаем скрытые смыслы.
Новое и традиционное в переводоведении и преподавании русского языка как иностранного. Сборник статей.
Баня-Лука, 2022. С. 13-21.

Агафонова К.Е.

https://elibrary.ru/item.asp?id=49175057
В статье рассматриваются Интернет-мемы, метасмысл (ирония, намеки и др.) которых представляют серьёзную трудность для иностранных учащихся. Современная когнитивно-коммуникативная лингвистика, изучающая метасмысл, всё то, что не высказывается прямо, а подразумевается, дает ответ на вопрос, как происходит понимание скрытых смыслов ов в речевом взаимодействии. Без опоры на эти знания практически невозможно создавать учебные материалы, предназначенные для обучения учащихся осознавать и применять дискурсивные слова в речевом общении. Методология нашего исследования находится в рамках прагмалингвистики и когнитивно-коммуникативного направления современной лингвистики, где изучается языковое сознание, то есть то, как люди создают понятные тексты и как они понимаются другими людьми в речевом общении. Результатом нашего исследования выступают учебные материалы, предназначенные для иностранных учащихся, достигших уровня А2+.
Гипертекстуальность словаря-учебника «Мир диких зверей и домашних животных в русском языковом сознании».
Материалы XX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации.
Москва, 2022. С. 159-160.

Дронов В.В., Синячкин В.П., Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=48660269
Дискурсивные слова в текстах. Учим понимать и применять дискурсивные слова в речевом взаимодействии.
Статья
Русский язык за рубежом.
2022. № 1 (290). С. 32-39.

Шляхов В.И., Агафонова К.Е.

https://elibrary.ru/item.asp?id=48083284
В статье рассматриваются дискурсивные слова, которые представляют серьезную трудность для иностранных учащихся. Современная когнитивно-коммуникативная (глубинная) лингвистика, изучающая метасмысл, все то, что не высказывается прямо, а подразумевается, дает ответ на вопрос, как происходит понимание дискурсивных слов в речевом взаимодействии. Без опоры на эти знания практически невозможно создавать учебные материалы, предназначенные для учащихся, осознавать и применять дискурсивные слова в речевом общении. В статье представлены учебные материалы для иностранных студентов, достигших уровня B1.
2021
Чеширская улыбка кота Шрёдингера.
Книга
АСТ, 2021 г. – 496 с.

Черниговская Т.В.

https://www.labirint.ru/books/794464/
Автор рассматривает язык как интерфейс между мозгом, сознанием и миром, и это отражает позицию автора и его взгляд на эволюцию и природу вербального языка и других высших функций, их фило- и онтогенез, на генетические и кросс-культурные аспекты развития сознания и языка и их мозговых коррелятов, на возможности межвидовой коммуникации и моделирования человеческих когнитивных процессов.
Книга рассчитана на интеллектуального читателя, интересующегося природой человека и его местом в мире.
2020
Мозг человека и многозначность когнитивной информации: конвергентный подход.
Статья
Вестник Санкт-Петербургского университета.
Философия и конфликтология, 2020 г., - С. 675-686

Черниговская Т.В., Аллахвердов В.М., Коротков А.Д., Гершкович В.А., Киреев М.В., Прокопеня В.К.

https://cyberleninka.ru/article/n/mozg-cheloveka-i-mnogoznachnost-kognitivnoy-informatsii-konvergentnyy-podhod
Цель данного исследования - рассмотреть применение конвергентного подхода на примере изучения механизмов выбора значения в ситуации многозначности методами когнитивной психологии, лингвистики и нейрофизиологии. В статье описываются логика постановки проблемы конвергентного исследования и необходимые пререквизиты для реализации междисциплинарного подхода. В основу легло теоретическое предположение о том, что при первичном столкновении с многозначной информацией осуществляется выбор, что осознавать, а что - нет. Эффекты, обнаруженные в поведенческом исследовании последействия совершенного выбора, лишь косвенно могут свидетельствовать в пользу наличия механизма активного подавления невыбранного значения. Наша работа еще раз показывает, как важны для мультидисциплинарных исследований механизмов работы мозга продуманность и философское обоснование самой постановки вопроса. Объединение усилий представителей разных наук дает качественно новое знание, которое невозможно было бы получить в иной экспериментальной ситуации.
Мир зверей и птиц в русском языковом сознании: учебный
толковый словарь. Ч. 1: Дикие звери.
Словарь
РУДН, 2020 .123 с.

Дронов В.В., Шляхов В.И. Синячкин В.П.,

https://atmos-sfera.ru/ryimk/node/320
Перед Вами не совсем обычная книга, которую мы назвали «Мир диких зверей в русском языковом сознании. Словарь-учебник». Она является первой частью словаря-учебника «Мир животных и птиц в русском языковом сознании».
В этой книге словарь и учебное пособие русского языка дополняют друг друга. Цель создания этого словаря-учебника нам видится в том, чтобы взрослым и детям, иностранцам и соотечественникам, всем, кто изучает русский язык и культуру, показать, как мир животных отражается в русском языковом сознании.
2019
Базовые ценности носителей русской культуры
Словарь
Москва, 2019

Вашунина И.В., Дронов В.В., Ильина В.А., Маховиков Д.В., Нистратов А.А., Нистратова С.Л., Ощепкова Е.С., Тарасов Е.Ф.

https://elibrary.ru/item.asp?id=44887830
В состав словаря вошли 68 ценностей и антиценностей, которые были отобраны как результат, проведенных экспериментов А.Рябовым, Е. Курбангалеевой при исследовании базовых ценности россиян в 2003. Предлагаемый вниманию читателя словарь можно рассматривать как такое лексикографическое описание ценностей и антиценностей, которое раскрывает сформировавшееся представление у носителей русского языка о содержании базовых ценностей русской культуры.
Книга рекомендована филологам, студентам филологических факультетов высших учебных заведений, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами аксиологии, психолингвистики и языкознания.
Проблема понимания метасмысла в политическом дискурсе на занятиях по РКИ.
Статья
Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом.
2019. № 4. С. 74-79.

Агафонова К.Е.

https://elibrary.ru/item.asp?id=41748223
Статья посвящена изучению проблемы скрытых смыслов, их выявления и интерпретации на занятиях для иностранных учащихся на примерах политического дискурса. В качестве материала для исследования были выбраны различные косвенные речевые действия, использующие непрямые приемы воздействия на сознание целевой аудитории: мемы, ирония, метафоры, намеки, крылатые выражения и т.д. С целью обнаружения скрытых смыслов в статье рассматриваются экспланаторные практики, выявляющие обстоятельства общения, цели использования косвенных речевых действий, комментирование высказываний. Результаты исследования могут лечь в основу создания учебных материалов для занятий по РКИ с целью понимания скрытых смыслов в политическом дискурсе.
Профессиональный язык преподавателя русского языка для иностранцев как гипертекст.
Статья
В сборнике: Профессиональная картина мира: кросс-культурный диалог. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.Ф. Тарасов.
2019. С. 333-335.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=42466999
2018
Металингвистическая функция языка и методика преподавания РКИ
Статья
Международная научно-практическая интернет-конференция "Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного/неродного". Сборник материалов. Под общ. ред. Н.В. Кулибиной.
2018. С. 1047-1055.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=32479073
В статье идет речь о лингвистике, изучающей когнитивные действия, участвующие в процессах передачи мыслей средствами языка. Для иностранных учащихся дискурсивные слова представляют для понимания значительные трудности, поскольку они содержат в своем синтаксическом и семантическом строении этноспецифику русского языка.
Лингвистика глубинных структур языка и методика преподавания РКИ
Статья
Международная научно-практическая интернет-конференция "Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного/неродного". Сборник материалов. Под общ. ред. Н.В. Кулибиной.
2018. С. 145-153.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=32478901
The article deals with linguistics that studies cognitive actions involved in processes of conveying human thoughts via language. It is hard for foreign students to understand the so called discourse words because of ethno-specific features of the Russian language contained in the semantic and syntactic structure of this type of words.
Интерпретационные процедуры в профессиональной деятельности преподавателя.
Статья
Организационная психолингвистика. Теория и практика. Материалы I Международной научно-практической конференции. отв. ред.: Е.Ф. Тарасов.
2018. С. 90-95.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=37236666
Текст, интертекст, гипертекст в рассмотрении современной лингвистики.
Статья
Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2018. № 4. С. 6-9.

Шляхов В.И., Лаврова Е.Ю.

https://elibrary.ru/item.asp?id=36653811
В гипертексте, интертексте, как и в любом другом тексте, находит отражение мыслительная деятельность человека. Всякий текст является своеобразным окном в языковое сознание человека. В языковом сознании человека находится неисчислимое количество правил перевода мыслей средствами языка таким образом, чтобы участники устного или письменного общения понимали друг друга. В интертексте обнаруживаются отсылки к другим текстам, цитирование соответствующих авторов и пр., а в гипертексте находят место тексты, связанные между собой общей темой или вызванные претекстом, стимулом, который затем регулирует движение мыслей. Они приходят в голову и объединяются в систему образов, воспоминаний, цитат и похожи на некое семантическое облако или сеть.
Практики объяснения метафор в профессиональной деятельности преподавателя.
Статья
Организационная психолингвистика.
2018. № 3 (3). С. 61-78.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=36694534
В статье обсуждается профессиональная деятельность преподавателя русского языка как иностранного с точки зрения теории сценариев речевого взаимодействия, включающих тактики объяснения учебного материала. В частности, эти тактики показаны на примерах объяснения глубинных структур метафор, семантических преобразований исходных слов для создания архитектоники метафор.
2017
Практики объяснения метафор в профессиональной деятельности преподавателя.
Монография
Москва, 2017.

Шляхов В.И., Саакян Л.Н.

https://elibrary.ru/item.asp?id=42907341
В монографии представлен классический структурно-семантический взгляд на природу текста, то есть описываются единицы текста и текстовые категории. В книге также излагается современная когнитивно-коммуникативная теория текста, рассматриваются исследовательские практики, применяемые для экспланации метасмысла, окружающего текст в коммуникативном пространстве. Метасмысл, все то, что не выражено вербально, а подразумевается, находится также в глубинных структурах метафор, концептов, иносказаний, присутствующих практически во всех текстах. Особое внимание авторы уделяют экспланаторным приемам и методикам, позволяющим выявлять глубинные структуры текста.
Книга предназначена для студентов и аспирантов вузов, теоретиков и практиков преподавания русского языка как иностранного, для всех, кто интересуется проблемами текстологии в части глубинных и поверхностных структур.
Метафора в политическом дискурсе как инструмент воздействия на адресата.
Статья
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность.
2017. Т. 14. № 4. С. 588-594.

Агафонова К.Е.

https://elibrary.ru/item.asp?id=30793106
Статья посвящена изучению метафоры в политическом дискурсе. Рассмотрение приемов экспликации скрытых смыслов во внутренней форме метафоры помогает перейти к исследованию других косвенных речевых актов, таких, например, как иронические высказывания и намеки. Результаты исследования могут лечь в основу создания учебных материалов для обучения иностранных учащихся опознаванию и пониманию скрытых смыслов в политическом дискурсе.
Лингвистика глубинных структур языка и методика РКИ.
Статья
Русский язык за рубежом.
2017. № 6 (265). С. 26-33.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=32244254
В статье идет речь о лингвистике, изучающей когнитивные действия, участвующие в процессах передачи мыслей средствами языка. Поскольку они создают тексты, понятные другим людям, то, по всей вероятности, эти действия выполняются по определенным правилам и схемам. Участники речевого общения, в свою очередь, владеют правилами понимания этих текстов. Следы этой мыслительной деятельности обнаруживаются в метасмысле, во всем том, что не выражено словами, а подразумевается. Изыскания в лингвистике глубинных структур могут быть использованы в методике РКИ для создания учебных практик, призванных обучать пониманию скрытых смыслов в текстах, обслуживающих речевое общение.
Скрытые смыслы в речевом общении.
Статья
Филологические науки. Научные доклады высшей школы.
2017. № 5. С. 3-10.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=30041134
Когнитивные исследования, наполнившие когнитивно-коммуникативное языкознание, доказали, что значительная часть информации в речевом общении передается в скрытом виде. Параллельно с этой проблемой лингвистика ищет ответы на вопросы, как в речевом общении происходит взаимопонимание людей, особенно в тех случаях, если они говорят одно, а подразумевают совсем другое, и как одни и те же мысли могут быть переданы прямо или окольно, средствами непрямой коммуникации. Об изучении психосемантических структур в языке и сознании пойдет речь в этой статье.
2016
Ирония в речевом общении.
Статья
Традиция и новации. сборник научных трудов памяти Надежды Андреевны Метс. Ответственные редакторы: Н.Б. Битехтина, В.Н. Климова. Москва, 2016. С. 141-152.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=35643141
2015
Лингвистика скрытых смыслов и методика преподавания РКИ.
Статья
Методика преподавания РКИ: традиции и современность. Сборник материалов научно-практической конференции (к сорокалетию кафедры преподавания РКИ). Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. 2015. С. 237-242.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=25490388
В статье автор рассматривает когнитивно-коммуникативную парадигму, теорию имплицитности, увязывает дальнейшее развитие методики преподавания РКИ с современными лингвистическими учениями.
Политический плакат: скрытые и явные словесные выпады.
Статья
Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом.
2015. № 1-2. С. 65-68.

Агафонова К.Е.

https://elibrary.ru/item.asp?id=24859539
Статья посвящена изучению словесных выпадов, обслуживающих речевую стратегию доминирования в свете когнитивно-коммуникативной парадигмы. В качестве материала для исследования были выбраны тексты плаката как самого наглядного способа демонстрации скрытых и явных словесных выпадов в политическом дискурсе. Для выявления скрытых смыслов словесных выпадов применяется методика преобразования иносказаний в прямые высказывания. Результаты исследования могут лечь в основу создания учебных материалов для обучения иностранных учащихся опознавать и понимать скрытые смыслы в политдискурсе.
Намеки в русском речевом общении (Косвенные средства трансляции мыслей и эмоций).
Статья
Русский язык за рубежом. 2015. № 6 (253). С. 72-82.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=26111296
В статье автор утверждает, что будущее методики преподавания РКИ зависит от современных исследований в языкознании. В частности, перед методикой стоит нерешенная до сих пор проблемаприменения в учебных инструкциях приемов опознания и трактовки косвенных средств трансляциимыслей и намерений в речевом общении.
2014
Иносказания в русском речевом взаимодействии.
Книга
Москва, 2014.

Шляхов В.И., Саакян Л.Н., Толстова Н.Н.

https://elibrary.ru/item.asp?id=42907277
Глубинные структуры текста.
Статья
Русский язык за рубежом. 2014. № 4 (245). С. 53-60.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=22629672
В статье рассматриваются глубинные структуры текста и высказывается мнение о том, что понимание письменных и устных текстов зависит от когнитивных умений читателя / собеседника осознавать информацию, скрытую в намерениях пишущих / говорящих, в таких фигурах коммуникации, как ирония, эвфемизмы, намеки, умолчания, ложные сообщения и т.п. В лингвистике когнитивно-коммуникативного направления приоритет в исследованиях текста отдается метасмыслу: тому, что напрямую не выражено словами, но подразумевается. Цель статьи - показать назревшую в методике преподавания РКИ необходимость создания практик, предназначенных для того, чтобы научить иностранных учащихся опознавать и понимать глубинные структуры текста в письменной и устной речи.
2013
Проблема бессознательного в языке и скрытые смыслы в иносказаниях.
Статья
Русский язык за рубежом. 2013. № 2 (237). С. 50-56.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=18956060
В статье обосновывается предположение, что скрытые смыслы в языке являются следами «работы» человеческого подсознания и обнаруживаются во внутренней структуре слов, идиом, иносказаний, метафор. Перед современной методикой стоит трудная, но разрешимая задача создать способы выявления скрытых смыслов и на этом построить технологию обучения, предназначенную для того, чтобы научить иностранных студентов обнаруживать и понимать иносказания в русской речи.
2012
Метафоры и прагматика в семантическом поле «Отрицательные эмоции».
Статья
Вестник МАПРЯЛ. 2012. № 70. С. 21.

Шляхов В.И., Ситникова Д.М.

https://elibrary.ru/item.asp?id=42909897
Намёки как фигуры косвенной коммуникации.
Статья
Вестник МАПРЯЛ. 2012. № 72. С. 17.

Шляхов В.И., Паремузашвили Э.Э.

https://elibrary.ru/item.asp?id=42902239
2011
Методика преподавания рки и когнитивно-коммуникативная парадигма
Статья
В сборнике: Русский язык и литература во времени и пространстве. Материалы XII Конгресса МАПРЯЛ, к 45-летию Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина. Сост. В.В. Молчановский. 2011. С. 301-309.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=35679935
Методика преподавания РКИ в прошлом, настоящем и будущем.
Статья
Русский язык за рубежом. 2011. № 1 (224). С. 18-24.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=15603243
В статье автор пользуется понятием «идеальный проект науки», чтобы показать возможные пути развития методики преподавания РКИ. Автор считает, что развитие методики зависит от того, на- сколько полно в практике обучения отразятся результаты исследований в когнитивно-коммуникативной парадигме.
Когнитивно-коммуникативная парадигма и высшие коммуникативные компетенции.
Статья
Русский язык за рубежом. 2011. № 6 (229). С. 35-44.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=17088267
Представляется, что постулаты современной когнитивно-коммуникативной парадигмы могут служить «компасом», указывающим на пути дальнейшего развития методики преподавания РКИ. Последние исследования в лингвистике, когнитивистике, психолингвистике, которые составили когнитивно-коммуникативное направление, необходимы для того, чтобы разработать методический инструментарий, нацеленный на формирование высших коммуникативных компетенций.
2010
Сценарная основа речевого общения.
Книга
Технология обучения / Москва, 2010.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=19964372
Когнитивно-коммуникативная парадигма и сценарии русского речевого взаимодействия
Статья
Традиция и новации. Юбилейный сборник научных трудов кафедры теории и практики преподавания РКИ. Отв. ред. Т.Л. Тихонова. Москва, 2010. С. 181-199.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=36389896
Метафоры в семантическом поле «говорить». Что нужно знать о русской метафоре и как с ней работать на занятиях РКИ?
Статья
Вестник МАПРЯЛ. 2010. № 63-64. С. 31-39.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=43164809
2008
Теории ошибок и метасмысл в дискурсе.
Статья
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2008. № 3. С. 80-85.

Шляхов В.И.

https://elibrary.ru/item.asp?id=11162481
В статье рассматриваются теории ошибок, берущие начало в лингводидактике, психолингвистике и прагмалингвистике. В теории дискурса ученых интересует проблема понимания метасмысла в общении, то, как преодолевают препятствия в процессе межкультурного взаимодействия. Причины коммуникативных сбоев рассматриваются с прагмалингвистических позиций. Автор считает, что для устранения коммуникативных сбоев прагмалингвистического типа потребуется другая система комментариев и пояснений по сравнению с лексико-грамматическими объяснениями. Инновационные стратегии объяснения с учетом психолингвистических факторов, разрабатываемых в теории лакун.